Комментарии преподавателя
Вывихи
Вывихи — полное смещение суставных концов костей, при котором утрачивается соприкосновение суставных поверхностей в области сочленения. Вывих наступает вследствие травмы, сопровождающейся, как правило, разрывом суставной капсулы, связок. Такое смещение концов костей происходит чаще — в плечевом, реже — в тазобедренном, локтевом и голеностопном суставах. Еще реже в результате ушиба.
источник https://mypresentation.ru/presentation/pervaya_pomoshh_pri_povrezhdeniyax_skeleta
Признаки вывиха:
Смещение костей из нормального положения в суставе, резкая боль, невозможность движений в суставе.
Оказание помощи:
1. холод на область поврежденного сустава;
2. применение обезболивающих средств;
3. иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы;
4. обратиться к хирургу.
Вправление вывиха — врачебная процедура (!). Не следует пытаться вправить вывих, так как иногда трудно установить, вывих это или перелом, тем более что вывихи часто сопровождаются трещинами и переломами костей.
Ушибы
Ушибы — повреждения тканей и органов, при которых не нарушена целость кожи и костей. Степень повреждения зависит от силы удара, площади поврежденной поверхности и от значения для организма ушибленной части тела (ушиб пальца, естественно, не столь опасен, как ушиб головы). На месте ушиба быстро появляется припухлость, возможен и кровоподтек (синяк). При разрыве крупных сосудов под кожей могут образоваться скоп-ления крови (гематомы).
источник https://see2me.ru/ushib-goleni.html
Признаки:
Повреждены мягкие ткани, без нарушения целостности кожи. Кровоподтек (синяк), припухлость (отек). При ушибе, прежде всего, необходимо создать покой поврежденному органу. На область ушиба необходимо наложить давящую повязку, придать этой области тела возвышенное положение, что способствует прекращению дальнейшего кровоизлияния в мягкие ткани. Для уменьшения болей и воспалительных явлений к месту ушиба прикладывают холод — пузырь со льдом, холодные компрессы.
Растяжение и разрывы связок
Растяжение и разрывы связок суставов возникают в результате резких и быстрых движений, превышающих физиологическую подвижность сустава. Причиной может быть резкое подворачивание стопы (например, при неудачном приземлении после прыжка), падение на руку или ногу. Такие повреждения чаще отмечаются в голеностопном, коленном и лучезапястном суставах.
источник https://mypresentation.ru/presentation/pervaya_pomoshh_pri_povrezhdeniyax_skeleta
Признаки:
1. появление резких болей;
2. быстрое развитие отека в области травмы;
3. значительным нарушением функций суставов.
В отличие от переломов и вывихов при растяжении и разрыве связок отсутствует резкая деформация и болезненность в области суставов при нагрузке по оси конечности, например при давлении на пятку. Через несколько дней после травмы выступает кровоподтек, резкие боли в этот момент стихают. Если боли не исчезли через 2 — 3 дня и наступить на ногу по-прежнему нельзя, то в таком случае возможен перелом лодыжек в голеностопном суставе.
Первая помощь
Первая помощь при растяжении связок такая же, как и при ушибах, т. е. прежде всего накладывают повязку, тугое бинтование, фиксирующую сустав, наложение холодного компресса на область сустава, давящей и шинной повязок, создание неподвижного состояния. При разрыве сухожилий, связок первая помощь заключается в создании больному полного покоя, наложении тугой по-вязки на область поврежденного сустава.
Раны
Раны — повреждения целости кожных покровов тела, слизистых оболочек в результате механического воздействия на них. Чем больше повреждено тканей, сосудов, нервов, внутренних органов и чем сильнее загрязнены раны, тем тяжелее они протекают.
источник https://ru.clipart.me/premium/7771
Признаки
Нарушена целостность кожных покровов или слизистых оболочек, а иногда более глубоколежащих тканей и органов. Кровотечение, боль, расхождение краев раны Нужно обратить внимание на все повреждения тканей тела с нарушением целости кожи, начиная от ссадин и уколов и кончая обширными ранениями с повреждением глубоко лежащих органов. Многие считают, что ссадины, уколы или мелкие ранения безвредны, что с ними не стоит обращаться за первой помощью. Однако даже через небольшие повреждения в кожу проникают различные микроорганизмы, вызывающие гнойные воспаления кожи.
Оказание помощи:
1. остановить сильное кровотечение;
2. принять противошоковые меры;
3. при наличии перелома, иммобилизовать повреждённую часть тела;
4. снять жгут после того, как место перелома перевязано;
5. в кратчайшее время обеспечить квалифицированную медицинскую (врачебную помощь).
Лечение ссадин, уколов и мелких ран заключается в смазывании повреж-денного места 5 % раствором йода или 2 % раствором бриллиантового зеленого и наложении стерильной повязки.
Мелкие раны и царапины можно смазывать клеем БФ-6, который дезинфицирует рану и предохраняет ее от дальнейшего загрязнения. Перед смазыванием ран перечисленными средствами надо дать стечь нескольким каплям крови, особенно после уколов. Загрязненную кожу следует очистить кусочками марли, смоченной в одеколоне, спирте, бензине. Ни в коем случае нельзя промывать рану. Лечение более обширных и глубоких ран в принципе такое же. Однако, прежде всего, необходимо остановить кровотечение. Предварительно важно определить вид кровотечения, чтобы применить самый эффективный способ его остановки.
Кровотечение — истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности их стенки, бывает наружное и внутреннее. Из наружных кровотечений часто встречаемые венозные и артериальные кровотечения.
источник https://kaz.docdat.com/docs/index-72785.html
Артериальное кровотечение — кровотечение из поврежденных артерий. Изливающаяся кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.
источник https://simptomed.ru/pervaya-pomosch
Венозное кровотечение возникает при повреждении вен. Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и неравномерной струей. Кровь при таком кровотечении темно-вишневого цвета. Различают кровотечения наружные и внутренние. Наружные кровотечения характеризуются поступлением крови непосредственно на поверхность тела через рану кожи. При внутренних кровотечениях кровь поступает в какую-нибудь полость. Внутреннее кровотечение выявить гораздо труднее, чем наружное, так как оно не так ярко выражено и может появиться спустя некоторое время. Наиболее опасны для жизни внутренние кровотечения.
Первая помощь при наружном кровотечении:
К способам временной остановки кровотечения относятся:
1. придание поврежденной части тела возвышенного положения по отношению к туловищу;
2. прижатие кровоточащего сосуда в месте повреждения при помощи давящей повязки;
3. прижатие артерии на протяжении;
4. остановка кровотечения фиксированием конечности в положении максимального сгибания или разгибания в суставе;
5. круговое сдавливание конечности жгутом;
6. остановка кровотечения наложением зажима на кровоточащий сосуд в ране.
ИСТОЧНИКИ
https://www.myd.ru/slide/145047/#
https://urok.ru/prezentaciya-po-obzh-pervaya-medicinskaya-pomosch-pri-ushibah-perelomah-krovotecheniyah-619837.html
https://www.youtube.com/watch?v=unwUT87sf04
https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2013/09/13/otkrytoe-zanyatie-okazanie-pervoy
Занятие по ОБЖ для учащихся начальных классов «Основные виды травм и первая помощь»
Цели: развивать речь, мышление, память; учить детей предвидеть и распознать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их, оказывать первую помощь при различных видах травм; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Ход занятия
I. Вводное слово.
Учитель. Самое дорогое, что есть у человека, — это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления. Этому мы и учимся на занятиях по ОБЖ. Мы с вами много говорили об опасностях, которые подстерегают нас дома, о том, как обращаться с колющими и режущими предметами, с электроприборами, с газом.
Тема нашего сегодняшнего занятия — «Основные виды травм и первая помощь». И цель нашего занятая — научиться оказывать первую помощь при травмах.
II. Вопрос — ответ (беседа).
• Каждая травма всегда неожиданна. Я уверена, что травму получал каждый из вас. Царапина, порез, ушиб, вывих, перелом, сотрясение мозга, ожог….
И кто же чаще всего бывает виноват в получении травмы? (Мы сами.)
• Да, часто вы не обдумываете свои поступки, хотите показаться смелыми, обратить внимание товарищей на себя. И все ваше безумное лихачество оборачивается непоправимой бедой.
Где чаще всего ребята получают травмы? (Там, где они живут, играют, проводят свободное время. Ваша квартира, двор, улица, река, школа — в любом из этих мест можно получить травму, если забыть об осторожности, аккуратности, понадеяться на счастливый случай.
А такие необходимые для вас предметы, как велосипед, лыжи, коньки, мяч, могут «помочь» получить травму, если забыть о том, как ими следует пользоваться.)
— Что же произошло с ребятами? (Неприятные истории.)
— Почему так случилось? (Забыли об осторожности.)
III. Рассказы учащихся.
1. Двенадцатилетний Алеша прыгал с товарищами с крыши беседки в сугроб. При прыжке край крыши обломился, толчка не получилось и Алеша упал на лед. С сотрясением мозга и переломом ноги он был доставлен в больницу.
2. Десятилетний Коля катался на велосипеде и решил проехать не держась за руль. Внезапно появилась машина. Коля потерял равновесие и упал. В результате вывих голеностопного сустава и сотрясение мозга.
Учитель. Царапины заживают, проходят синяки и шишки, успешно излечиваются многие вывихи и переломы. Но более тяжелые увечья остаются на всю жизнь. Человек, получивший их, навсегда расстается с мыслью заняться любимым делом, овладеть профессией, о которой мечтал. А ведь этого можно было избежать, травма сопутствует неосторожности.
IV. Практикум «Как помочь себе при травмах».
Плакат на доске.
ЗАПОМНИ!
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПРИВЫКШИЙ ОБДУМЫВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ, РЕДКО ПОЛУЧАЕТ ТРАВМУ.
Учитель. Пока не произошел несчастный случай, вряд ли кто-нибудь задумывается над тем, как правильно оказать первую помощь. Ведь несчастье случается чаще всего при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет. Поэтому важно, чтобы каждый человек, в том числе и каждый школьник, знал основные правила оказания первой помощи при несчастных случаях и травмах. Этому мы и попробуем сегодня научиться.
1. Рассмотрим легкие травмы (травмы-царапины).
Иногда нам кажется, что на них не следует обращать внимание, но это не так. Через маленькую ранку в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача — предохранить рану от загрязнения. Как это сделать?
1) Освободить раненое место от одежды.
2) Смазать края раны йодом.
3) Наложить чистую повязку.
Нельзя класть на рану вату, мази. (Практические занятия. Учимся обрабатывать рану.)
2. Ушибы.
1) Если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место ушиба нужно как можно быстрее положить холод (пузырь со льдом, мокрое полотенце).
2) При ушибах конечностей нужно ограничить движение больной руки или ноги, сделав тугую повязку из бинта, марли или какого-либо полотна.
3) При ушибе головы — создать полный покой пострадавшему. Если его лицо бледное, чуть опустить голову ниже туловища, если лицо покраснело — голову приподнять. При рвоте повернуть голову набок.
4) При ушибах груди — полный покой.
5) При ушибах живота — положить больного на спину, на живот холод.
3. Переломы.
При переломе поврежденной конечности нужно создать покой. Для этого необходимо наложить шину. Шинами могут служить палки, узкие доски, картон. Приложить шину с двух сторон к конечности, чтобы суставы были неподвижными, и закрепить бинтами, платками, полотенцем. Если шину сделать не из чего, то пострадавшую руку привязать к здоровой ноге в нескольких местах.
4. Солнечный удар.
При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы — солнечный удар. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение:
а) перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;
б) дайте ему холодное питье;
в) положите на голову холодный компресс.
Выполнение практических заданий (закрепление).
1. Скоро прозвенит звонок на следующий урок. Петя бежал в класс. Слава, идя ему навстречу, подставил подножку, Петя упал. На урок он не попал. У него оказался сильный ушиб колена, ушиб локтя.
Вопрос. Кто же виноват в случившемся? Как можно было избежать травмы? Как оказать первую помощь?
2. На уроке физкультуры, когда учитель разговаривал с Машей, Слава подошел к брусьям и решил показать друзьям, чему он научился в спортивной секции. Он выполнял сложный элемент, как вдруг кто-то из ребят подбежал к нему и схватил его за ногу. Слава упал. Сломал руку. (Ответы на вопросы.)
V. Итог.
Учитель. Почаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно немного потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение, научиться самим уберечь себя от несчастья. Этому мы и будем учиться на всех последующих занятиях.
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по пожарной безопасности в начальной школе
Беседа с учащимися 1-2 класса по теме «Пожар — стихийное бедствие»
Классный час «Огонь друг и враг человека», 3 класс
Классный час в начальной школе о правилах безопасности при пользовании электроприборами
Классный час: Здоровые привычки, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Урок ОБЖ по теме «Основные виды травм, средства помощи при травмах»
Цель: познакомить учащихся с понятиями «травма», «специальные и подручные средства» и правилами оказания первой до врачебной помощи.
Задачи:
1) повторить и закрепить знания учащихся о видах бытовых травм;
2) научить оказывать первую помощь (самопомощь) при различных видах травм; познакомить со стандартными средствами первой медицинской помощи;
3) напомнить о мерах предосторожности; развивать навыки совместных действий;
4) воспитывать бережное отношение к своёму здоровью, здоровью окружающих людей.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-игра.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные. Практическая (деловая) «Травм пункт» игра для стимулирования интереса к учению
Инновационные технологии:
- развивающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности.
Оборудование: презентация (мультимедиа), раздаточный материал «Специальные и подручные средства для оказания первой медицинской помощи», медицинские халаты и шапочки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Все ли правильно сидим?
Все ль внимательно глядим?
2. Постановка темы, цели урока.
— Послушайте загадки. Отгадывая их, подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:
а) Горькими бывают, сладкими бывают.
Ойкают дети и запивают! (таблетки)
б) Я под мышкой посижу и, что делать подскажу;
Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр, градусник)
в) Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач, доктор)
г) Что дороже денег? (жизнь)
— Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (варианты рассуждений учащихся)
Сегодня мы ещё раз вспомним о том, как сберечь своё здоровье. (Приложение 1)
Сообщение темы урока «Основные виды травм и первая помощь при них» (Слайды 2, 3)
Двигательная активность жизненно необходима для человека. Она способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению работоспособности, заболеваниям. Но необдуманное поведение — беготня, подножки, толчки могут привести к различным видам травм.
— Что же такое травма? (Слайды 4, 5)
3. Рассказ учителя. Усвоение новых знаний.
Травмой называют внезапное, острое нарушение здоровья с повреждением тканей и органов.
Нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения.
-Где и как чаще всего можно получить травму?
(в квартире, в школе, во дворе, на улице, на реке, озере и т. д.)
— Какие бывают травмы? (Слайд 6)
открытые | закрытые |
вызывают кровотечение | кожа и слизистые оболочки не нарушены (ушибы, вывихи, растяжения) |
Трудно перечислить всё многообразие травм и причины их вызывающие, но «близкого знакомства» [1] с серьёзной травмой можно избежать, будучи осмотрительным и осторожным. Главной причиной травмы является неосторожность. Внимательный человек, привыкший обдумывать свои поступки, редко получает травмы. [1]
Царапины заживают, проходят синяки, шишки, вылечиваются переломы. Но сколько ребят, получивших тяжёлые увечья по своей неосмотрительности, расстались с мыслью заняться любимыми делами
Слайд 7 Причины: (примеры приводят учащиеся)
- Неосторожность
- Недостаточное внимание
- Состояние неосознанной тревоги. Ожидание несчастья, волнение делают человека суетливым.
- Пренебрежение правилами безопасности
Минутка отдыха для глаз + небольшое количество физических упражнений.
Фронтальная беседа. (Слайды 8, 9)
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»
От несчастного случая никто не застрахован — он может произойти с каждым. Хорошо если есть рядом врач. Но, а если нет? (дорожный знак)
Пока не произошёл несчастный случай, вряд ли кто — то задумывался над тем, как правильно оказать первую помощь, что можно и нужно для этого.
— Как вы думаете, что нужно делать, если произошёл несчастный случай?
Травму можно получить и при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет.
— Какая помощь, по вашему мнению, называется «Первая помощь»?
— Какая помощь называется «самопомощью»?
4. Работа с учебником стр. 125 — 128
Вывод: Любая травма, какой бы безобидной она не была, должна бать правильно и своевременно обработана. Даже обычная царапина, вовремя не обработанная может вызвать заражение крови.
— Каждый человек должен знать основные правила, сделать всё возможное , чтобы облегчить боль, помешать развитию более опасных травм.
5. Формирование умений и навыков: практическая работа. (Слайды 10 — 13)
Прежде всего, надо знать какие средства можно использовать на месте происшествия, для оказания первой помощи. Таблица составляется учащимися во время обсуждения поставленного вопроса. (Групповая работа)
Специальные средства | Подручные средства |
Перевязочный пакет
Бинты марлевые Медицинская вата Лейкопластырь Кровоостанавливающий жгут Раствор йода или зелёнки Нашатырный спирт Перекись водорода |
Чистый носовой платок
Карандаш или палочка Лист подорожника или крапивы Жгут — закрутка Дощечка или ровная палочка Чистая вода Лёд, снег |
Физминутка
Движенье — это здоровье.
Движенье — это жизнь.
Не ленись — подтянись.
Руки набок, ноги врозь,
Три наклона вниз,
На четвёртый поднимись,
Раз — направо, два — налево,
Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень!
Практическая работа. Деловая игра «Травм пункт»
Учебник страница 129 — 131
6. Закрепление изучаемого материала в виде деловой игры. (Слайды 14 — 26)
Первая медицинская помощь и самопомощь при ушибах и носовых кровотечениях.
Давайте потренируемся оказывать первую «медицинскую» помощь друг другу.
— Как следует вести себя, если вы или ваш товарищ попали в беду?
Работа группами. Задания по группам:
МПП при ушибах и вывихах.
При спуске по лестнице ученик прыгал через несколько ступенек
Вывод: при сильных ушибах головы, грудной клетки, живота могут возникнуть внутренние кровотечения. Поэтому надо обратиться к врачу.
МПП при носовом кровотечении
Ученик бегал на перемене, упал и разбил нос, или долго находился в душном помещении, пошла кровь из носа.
Вопросы мини теста: (Слайды 19, 20)
Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа?
- Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
- Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
- Измерить температуру и дать обезболивающее средство.
- Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли и ввести их в носовые ходы.
- Положить на спинку носа холод.
- Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 — 10 минут.
Ответы: 2, 4, 5, 6.
- Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
- Положить на спинку носа холод.
- Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 — 10 минут.
- Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли и ввести их в носовые ходы.
МПП при ссадинах и порезах, или сильном кровотечении.
На уроке физической культуры ребята соревновались в эстафетах, мальчик при падении защитил себя рукой.
Вывод: через раны в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача — предохранить рану от загрязнения.
7. Итог урока. (Слайды 28 — 30)
— Где в нашей школе, городе вам окажут первую медицинскую помощь?
(повторить местонахождение медицинских учреждений нашего города)
— Объясните смысловое значение пословиц:
- «Берегись бед, пока их нет»
- «Здоровье не купишь, его разум даёт»
Вывод: здоровье дает природа «бог», а наша задача правильно с ним обращаться.
— Что понравилось?
— Молодцы, вы все хорошо работали на уроке.
Рефлексия: на слайдах появлялся маленький мальчик.
— Почему он плакал?
— От чего радуется и хлопает в ладоши?
Вывод: «Малые услуги, оказанные вовремя, являются величайшим благодияниями для тех, кто их получает». (Демокрит)
Используемая литература.
- В. Я. Синьков Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 — 4 классы, Москва «Просвещение» 2003
- Л. П. Анастасова «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник 3 — 4 классы, Москва «Просвещение» 2009
- https://bsi63.ucoz.ru/blog/2009-05-23-13
- https://www.citydoctor.ru/content/2366.html
Литература:
- Debjit B., Rishab B., Darsh G., Parshuram R., Sampath K. P. K. Gastroretentive drug delivery systems- a novel approaches of control drug delivery systems. Research Journal of Science and Technology;10(2): 145–156. DOI: 10.5958/2349-2988.2018.00022.0.
- Bangun H., Aulia F., Arianto A., Nainggolan M. Preparation of mucoadhesive gastroretentive drug delivery system of alginate beads containing turmeric extract and anti-gastric ulcer activity. Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research. 2019; 12(1):316–320. DOI: 10.22159/ajpcr.2019.v12i1.29715.
- Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
- https://www.kursoteka.ru/course/2363/lesson/7699/unit/19908.
- https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/vneklasnaja-rabota-v-nachalnoi-shkole/vneklasnoe-zanjatie-po-obzh-v-nachalnoi-shkole.html.
- https://urok.1sept.ru/articles/575561.
- Baas, «Geschichte d. Medicin».
- Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).
- Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
- ОФС.1.2.1.2.0003.15 Тонкослойная хроматография // Государственная фармакопея, XIII изд.